Выбираем авто-огнетушитель
Выбираем авто-огнетушитель
По статистике каждый час на планете в результате пожаров гибнет 8 человек и несколько десятков остаются калеками. По количеству, пожары на транспорте занимают второе место после квартир. Так, в США этот показатель составляет 20% от общего числа, в Великобритании – 19%, в Норвегии – 14%, в Швеции – 12% и в России – 11%.
В преддверии лета, сезона плавящегося асфальта, кипящих машин, отпусков и дальних поездок, огнетушитель становится обязательным предметом в вашем автомобиле.
ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ
1. Неисправности электропроводки. Наибольшую опасность представляют искры, которые могут возникнуть при плохой изоляции или коротком замыкании. При попадании на поверхность с остатками технических жидкостей они могут привести к возгоранию.
2. Авария, в результате которой нарушается целостность проводки и герметичность различных трубок или емкостей автомобиля. В следствии чего технические жидкости или топливо могут попасть на открытые провода, выхлопной коллектор или раскаленные детали кузова.
3. Курение водителей во время заправки автомобиля или за рулем. Не потушенные окурки, которые выкидываются в переднее окно, может «затянуть» в открытое окно задней двери. Попавший на сиденье окурок может вызвать тление обшивки и как результат – пожар.
4. Незакрепленный аккамулятор. На неровной дороге или в случае опрокидывания автомобиля он может замкнуть на кузов и привести к возгоранию.
5. Использование горючих жидкостей для удаления грязи с кузова автомобиля. В этом случае бензиновые или спиртовые пятна могут вспыхнуть при нагреве кузова или попадании сигаретного бычка.
6. Использование открытого огня (паяльной лампы) для прогревания двигателя зимой.
Пожар в автомобиле как правило начинается незаметно. От момента тления до возгорания может пройти несколько минут. Таким образом, до появления характерных признаков (запаха и дыма) обнаружить проблему практически невозможно. За это время пожар может достигнуть размеров, когда ручной огнетушитель окажется бессилен.
В зависимости от причины возгарания, время, когда пламя охватит салон автомобиля, может занять от нескольких секунд до 2-3 минут. За 10 минут полностью сгорает легковой автомобиль. Поэтому надеяться на приезд пожарного расчета, особенно, если вы находитесь вдали от города, не стоит. Единственный шанс спасти свое имущество – это постараться самому потушить свой автомобиль. В начальной стадии пожара, которая длится, как мы уже говорили, до трех минут – это реально сделать. Для этого у водителя должен быть под рукой персональный огнетушитель.
Согласно ПДД РФ все частные автомобили в обязательном порядке должны быть укомплектованы ручными огнетушителями массой не менее 2 кг. Этого вполне достаточно для прохождения техосмотра, однако далеко не каждый из представленных в магазинах огнетушителей подходит для тушения пожара в автомобиле. Какой выбрать, и какой лучше? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что именно мы собираемся тушить?
Автомобиль, помимо металлического кузова, представляет собой совокупность различных легковоспламеняющихся жидкостей и материалов и электрическую систему, находящуюся под напряжением. Для тушения такого рода пожаров необходим специальный огнетушащий состав, способный остановить процесс горения.
Интересные фактыВ 20 наиболее развитых странах мира потери от пожаров и затраты на борьбу с ними ежегодно составляют примерно 1 процент всего валового внутреннего продукта. Получается, что вся мировая экономика 3-4 дня в году работает только на пожары.
НАЗНАЧЕНИЕ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ
В зависимости от типа заряженного огнетушащего вещества (ОТВ) огнетушители используются для тушения пожаров следующих классов:
Классы пожаров:
Класс пожара Символ класса пожара Класс пожара Символ класса пожара
A C
B D
A горение твердых веществ
B горение жидких веществ
C горение газообразных веществ
D горение металла и металлосодержащих веществ
Е тушение веществ, находящихся под электрическим напряжением
Таким образом, при покупке автомобильного огнетушителя необходимо выбирать тот, чей тип ОТВ соответствует классам пожара от А до Е.
ВИДЫ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ
По типу применяемого ОТВ огнетушители подразделяются на шесть видов: водные, воздушно-пенные, воздушно-эмульсионные, порошковые, хладоновые и углекислотные. На автомобилях используются только три типа –углекислотные, порошковые и воздушно-пенные. Однако, последние в связи с большим количеством недостатков не нашли широкого применения у населения.
Огнетушители углекислотные (ОУ):
Огнетушащее вещество - диоксид углерода. Углекислота, попадая на горящее вещество, охлаждает его и производит тушение.
Плюсы:
+ Испаряясь, кислота не оставляет следов;
+ обладает хорошими диэлектрическими свойствами;
+ не изменяет свойств в процессе хранения;
+ высокая проникающая способность, даже в труднодоступные места;
Минусы:
- возможность проявления значительных тепловых напряжений в результате тушения (очень сильно охлаждается раструб, что может вызвать ожог руки. Не рекомендуется держаться за раструб во время тушения);
- накопления зарядов статического электричества (возможен легкий удар током);
- возможность токсического воздействия углекислотных паров на человека;
Огнетушители Порошковые (ОП):
Содержат специальный огнетушащий порошок, который в процессе реакции с продуктами горения образует пенный состав, блокирует доступ кислорода и таким образом гасит огонь.
Плюсы:
+ тушат все классы пожаров (А-Е) в зависимости от типа порошка;
+ рабочий диапазон температур может составлять от – 60 до + 50 градусов;
+ препятствует вторичному воспламенению;
Минусы:
- значительно загрязняет поверхность. Налипший порошок очень трудно отмыть, поэтому этот тип ОТВ не рекомендуется использовать для тушения подкапотного пространства и особенно двигателя;
- нет охлаждающего эффекта, который остужает поверхности (убрать);
- высокая запыленность при тушении создает плохую видимость;
- слеживание (комкование) порошка со временем. Рекомендуется перезаряжать огнетушитель каждые 5 лет.
Огнетушители воздушно-пенные (ОВП):
Содержат пенный огнетушащий состав. Их эффективность значительно возрастает при использовании в качестве заряда фторированных пленкообразующих пенообразователей.
Плюсы:
+ наиболее пригодны для тушения твердых веществ;
Минусы:
- При минусовых температурах возможно замерзание раствора в баллоне;
- высокая коррозийность состава (возможно появлению ржавчины корпуса);
- вероятность вступлении в реакцию веществ, бурно реагирующих с водой (если можем убрать);
ТИПЫ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ
По принципу создания избыточного давления газа для вытеснения ОТВ огнетушители подразделяются на:
- закачные (з);
- с баллоном высокого давления для хранения сжатого или сжиженного газа (б);
- с газогенерирующим устройством (г);
Закачные огнетушители
Представляют собой устройство, в которое огнетушащее вещество закачивается и находится под давлением. Это либо порошковые, либо воздушно-пенные огнетушители (убрать). Они снабжены запорным устройством, обеспечивающим свободное открывание и закрывание, индикатором для визуального контроля давления в баллоне. Закачной огнетушитель начинает подавать ОТВ сразу же после нажатия на рычаг. А индикатор позволяет определить его работоспособность и время перезарядки. Поэтому это самый простой и удобный по применению тип огнетушителя.
Огнетушители с баллоном высокого давления
Такие приборы снабжены встроенным внутри корпуса баллоном со сжатым воздухом. При нажатии на рычаг, специальная игла прокалывает отверстие в баллоне, происходит выброс воздуха, который вытесняет из огнетушителя тушащее вещество. Для работы с таким огнетушителем необходимо после нажатия на рычаг подождать несколько секунд, пока в баллоне создастся достаточное давление. В экстремальной ситуации многие автовладельцы об этом забывают и сразу же давят на курок, тем самым, выпуская из баллона воздух. Как результат – огнетушитель не срабатывает.
Огнетушители с газогенерирующим элементом
Оснащены устройством для создания, вследствие химической реакции между компонентами наполнителя, давления в баллоне. Принцип работы таких приборов прост: в результате прокола капсулы происходит смешение наполнителей, которые вступают в химическую реакцию, создают давление в баллоне, которое и вытесняет огнетушащее вещество. Для того, чтобы приступить к тушению пожара необходимо подождать около пяти секунд, пока в баллоне не создастся необходимое давление. Поэтому при использовании огнетушителей такого типа также вероятен процент ошибки.
Группы риска
Одной из самых «огнеопасных» категорий машин – являются «дачники», т.е. автомобили, которые больше полугода простояли в гаражах или на улице. За это время проводка в них гниет и рассыпается, что неминуемо приводит к короткому замыканию и пожару.
Второй группой пожарного риска являются водители-дальнобойщики и путешественники. В длительном путешествии, особенно в жаркое время года двигатель часто перегревается, проводка плавится, что также приводит к пожару.
СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Сертификация
Огнетушители являются предметом, подлежащим обязательной сертификации в системе ГОСТ-Р и в области пожарной безопасности РФ (ССПБ). Согласно этой системе автомобильные огнетушители сертифицируются по ГОСТу Р51057-2001 и НПБ 155-2002. Поэтому при покупке обязательно спрашивайте у продавца сертификат и проверяйте номер нормативных документов.
При перезарядке огнетушителя также необходимо проверять наличие нормативных документов у организации, производящей перезарядку. В первую очередь – это лицензия на право осуществления данного вида деятельности. Это обязательный документ. Второй – не обязательный, но гарантирующий качество выполнения работ, - это сертификат соответствия, которых вы должны иметь на руках. В случае некачественной перезарядки огнетушителя, зарядки его типом ОТВ, не соответствующего маркировке или других нарушениях, ваши претензии надо адресовать в орган, выдавший вашей компании сертификат соответствия.
Маркировка
Этикетка огнетушителя также является сертифицированной и единой для всех огнетушителей. Ее высота должна быть не менее половины высоты корпуса прибора, она должна быть выполнена на русском языке и содержать следующую информацию:
- товарный знак и наименование предприятия изготовителя с контактными данными;
- название и обозначение огнетушителя;
- обозначение нормативного или технического документа, которому соответствует огнетушитель (ГОСТ);
- ранги модельных очагов пожара, которые могут быть потушены данным огнетушителем (А-Е);
- тип, вид и номинальное количество ОТВ, заряженного в огнетушитель;
- принцип работы в виде нескольких пиктограмм (схематических изображений), показывающих последовательность действий;
- дату изготовления;
- предупреждающие надписи (условия хранения, срок годности и/или перезарядки);
- массу и наименование вытесняющего газа (для огнетушителей с баллоном высокого давления);
- массу-брутто огнетушителя включающую массу самого огнетушителя и заряда ОТВ с указанием допустимых пределов ее изменения (для углекислотных огнетушителей, контроль годности которых проверяется взвешиванием, необходимо указывать также конструкционную массу без заряда);
Запрещается применять бумажные этикетки без защиты их от возможного действия ОТВ или факторов окружающей среды. После перезарядки на огнетушитель должна быть нанесена дополнительная этикетка с указанием: товарного знака, наименования и адрес организации, производившей перезарядку, марку и массу заряженного ОТВ, ранги очагов пожара, дату проведения перезарядки.
О ЧЕМ СТОИТ ПОМНИТЬ?
- Принцип работы огнетушителя необходимо изучить сразу же после покупки. Для этого внимательно прочитайте этикетку и прокрутите в голове несколько раз ситуацию, в которой вы последовательно выполняете действия, обозначенные на пиктограммах;
– Огнетушитель должен располагаться в одном месте и желательно закреплен, чтобы вы без труда могли найти его (даже в полной темноте на ощупь);
- не храните в салоне автомобиля взрывоопасные вещества или канистры с бензином, для этого есть гараж или багажник;
- При пожаре необходимо обесточить автомобиль (заглушить двигатель/выключить массу);
- В случае возгорания в подкапотном пространстве открывайте капот, стоя сбоку от машины. Помните, что приток воздуха в зону горения способствует резкому повышению интенсивности пламени;
- Лучше иметь два огнетушителя: углекислотный и порошковый и в случае возгорания в подкапотном пространстве начинать тушение первым устройством, чтобы уберечь двигатель от налипания порошка;
- При возгорании в салоне автомобиля отдайте предпочтение порошковому огнетушителю, который препятствует повторному возгоранию тлеющих предметов;
- Огнетушитель необходимо проверять перед долгой поездкой и перезаряжать согласно информации на этикетке;
- Контроль работоспособности углекислотного огнетушителя осуществляется взвешиванием. Допустимая потеря массы должна быть указана на этикетке;
- Контроль годности закачных огнетушителей с индикатором осуществляется по индикатору давления на корпусе;
Советы МЧС
- Купите в специальном магазине противопожарное полотнище – специальную ткань по типу брезента, которой накрывают двигатель при пожаре для прекращения горения;
- Установите в подкапотном пространстве генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2». В случае пожара он сработает автоматически или с кнопки в салоне, по вашему желанию;
Новости
ООО "ГНК Мастер" предлагает следующие услуги:
- Перезарядка и ремонт огнетушителей, сроки перезарядки 2-3 раб. дня.;
- Перекатка (переребровка) рукавов;
- Проверка внутреннего противопожарного водопровода;
- Монтаж, обслуживание систем АПС ;
- Разработки и изготовление фотолюминесцентных планов эвакуации по ГОСТу 34428-2018;
- Организация обучения по программам ПБ, ГО и ЧС, охрана труда;
- Поставка противопожарного оборудования.
- Определении категории и класс зоны помещения.
- Испытание пожарных лестниц и ограждений.
- Расчет пожарного риска (с регистрацией в МЧС).
Только у НАС низкие цены!
Звоните 495-719-05-30 или пишите zaryadka@master-gnk.ru
Мы Вам всегда рады.